корм для собак  :    Законы  :  Клички собак  :  Клубы и питомники  :  Ветеринарные аптеки   :  Новости  :  Зоомагазины  :  Ветлечебницы  :  Контакты  :  форум о собаках
Меню
Породы
Выставки
Фото
Одежда
Корм
Продажа
Дрессировка
Питомники
Стрижка
Лечение
Клубы
Интересное
Собака и дети
Гороскоп собак



 




главная > Продажа

    Возрастные особенности щенка

     Рост и развитие щенков, их характерные особенности значительной степени зависят от их возраста. Для того что бы правильно организовать выращивание и воспитание щенка, необходимо знать и учитывать эти особенности.
     «Под ростом понимают процесс увеличения размера организма, его массы, происходящий за счет накопления в нем активных, главным образом белковых, веществ». Рост собаки сопровождается увеличением массы ее тела и изменением его пропорций.
     «Под развитием животного понимают процесс усложнения организма, специализацию и дифференциацию его органов и тканей. Иными словами, развитие - это качественные изменения содержимого клеток, органообразовательные процессы, которые проходит каждый организм от оплодотворенного яйца до взрослого, способного к размножению и сходного в основных чертах с родительским организмом»
     Рост и развитие щенков находятся в зависимости не только от их возраста, но и от полученных от родителей наследственных задатков, а также и от их пола, условий содержания и выращивания, количества щенков в пометах. Кобели в большинстве случаев имеют больший рост и большую массу тела. В небольших пометах (два-пять щенков) щенки, как правило, бывают более крупные, чем в пометах больших (восемь-десять и более щенков).
     Издавна в практике служебного собаководства различают пять основных этапов роста и развития собак: внутриутробный (эмбриональный) продолжительностью 58-66 дней; подсосный - от рождения до 30-45-дневного возраста; щенят - от 1-1,5 до 6 месяцев; молодняка - от 6 до 8~10 месяцев; молодых собак от 8-10 месяцев до 2-2,5 лет.
     Большой вклад в изучение возрастных особенностей роста и развития щенков внесли ученые Института физиологии имени И. П. Павлова Академии наук СССР (Н. М. Вавилова, В Г. Кассиль и др.). Они выделили четыре периода в индивидуальной жизни собак от рождения до полового созревания и подробно описали изменения, которые претерпевает организм щенков, их поведение в каждый из этих периодов. Кроме того, ими внесены важные практические научно обоснованные рекомендации по воспитанию и начальной дрессировке щенков.
     Первый период: с 1 по 18-21-й день жизни щенка - период преимущественно безусловнорефлекторной адаптации.
     Рождаются щенки слепыми и глухими, не приспособленными к самостоятельной жизни, нуждающимися в постоянном материнском уходе. Однако с первого дня жизни они способны немного ползать, находить соски и сосать материнское молоко. Из органов чувств у них функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный. Отмечается большое ежедневное увеличение массы тела, в том числе и головного мозга. Большую часть суток щенки спят. К 15—18-му дню жизни они уже видят и слышат, способны воспринимать и дифференцировать (различать) объекты окружающей среды, вырабатывать условные рефлексы, образовывать многочисленные условнорефлекторные связи. К 13-21-му дню жизни щенки способны стоять, ходить, а затем бегать, проявлять четкую ориентировочную реакцию на вешние раздражители и вырабатывать оборонительные условные рефлексы. С этого времени они приобретают жизненный опыт, учатся приспосабливаться к жизни в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.
     Второй период: с 18-21-го по 30-35-й день - период первичной условнорефлекторной адаптации. Как и в первый период, отмечается интенсивное ежедневное увеличение массы тела, в том числе и головного мозга. Щенки становятся способными вырабатывать условные рефлексы не только на пищевые раздражители (лакомство), но и на оборонительное подкрепление (нажим рукой и др.). Однако старость образования условных рефлексов еще невелика, требуется многократное повторение упражнений.
     Щенки периодически отходят от матери, знакомятся с окружающими предметами, участвуют в играх со сверстниками, приобретают жизненный опыт.
     Третий период: с 5—6 до 8-12 недель - период экзальтационный. Это наиболее важный период по возможностям воспитания и начальной дрессировки щенков. Ежедневный прирост массы тела, в том числе и головного мозга, замедляется. Щенки живут уже без матери, весь уход за ними и заботу о воспитании берут на себя их владельцы.
     В этом возрасте по своему поведению щенки очень сходны. Они ласковы, любознательны, контактны. В их поведении преобладает исследовательская активность. Если во втором периоде жизни при встрече с внешними раздражителями (людьми животными и др.) щенки лишь настораживаются, то в третьем они подходят к ним и пытаются их исследовать. Так, например, при встрече с незнакомыми людьми они подбегают к ним, нюхают, ласкаются, прыгают, иногда беззлобно лают.
     В этот период у них легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью. Поэтом} начиная с 1,5-2-месячного возраста, после приучения щенка » кличке, следует переходить к приучению выполнять команды «Место!», «Ко мне!», «Гуляй!». В то же время в третьем периоде жизни у щенков еще трудно вырабатывать тормозные реакции, необходимые для приучения щенков выполнять такие команды, как «Сидеть!», «Лежать!», «Фу!» и др., что объясняется неодновременным морфологическим и физиологическим созреванием возбуждающих и тормозных систем мозга растущих щенков. Вырабатывать навыки на команды «Сидеть!», «Лежать!», «Фу!» можно лишь с конца третьего и начала четвертого периода жизни щенков, когда они уже способны проявлять тормозные реакции. Несоблюдение этого правила сведет на нет ваши усилия, а при сильной перегрузке у щенка может наступить запредельное торможение, которое в свою очередь может вызвать болезнь животного.
      необходимы регулярные, постепенно увеличиваемые по времени и сложности окружающей обстановки прогулки, как для физического развития, так и для накопления жизненного опыта щенка.
     Четвертый период: с 3-4 до 6-7 месяцев - период формирования типологических особенностей нервной системы.
     Наблюдательный собаковод заметит, что если щенки 1,5-3-месячного возраста по своему поведению похожи друг на друга, то начиная с 3-4 месяцев их поведение заметно различается. Выявляются животные, проявляющие на посторонних людей и другие комплексные раздражители пассивно-оборонительную реакцию. При встрече с незнакомыми людьми они к ним не подбегают, не затевают игры, а лишь наблюдают за ними со стороны, а при первом проявлении посторонними даже нерезко выраженных угрожающих действий часть щенков убегает. Таким образом, с 3-4-месячного возраста заметно снижается интенсивность исследовательской деятельности и проявляется пассивно-оборонительное поведение.
     Заметно меняется и характер проявления пассивно-оборонительной реакции. У молодых щенков она возникает лишь на простые раздражители, например на внезапный свет, звук я др., воспринимающиеся соответствующими анализаторами органами чувств). При правильном воспитании (отвлечении щенка игрой, лакомством, его успокоение) указанная реакция быстро проходит и заменяется ориентировочным рефлексом (ОР). У щенков же, достигших 3-4 месяцев и старше, пассивно-оборонительная реакция проявляется не только на простые, изолированные раздражители, но и на более сложные, комплексные, такие, например, как новые предметы, люди, животные. В этом возрасте щенки уже способны проявлять аналитико-синтетическую деятельность. Следует, однако, учитывать, что угасание пассивно-оборонительной реакции на комплексные раздражители происходит более медленно, чем на простые раздражители, и требует от владельца щенка бережного, ласкового обращения и неоднократного повторения обстановки, в которой она проявляется.
     Следует иметь в виду, что срок появления у щенков пассивно-оборонительной реакции указан нами лишь для подавляющего большинства щенков, но он может наступить и раньше (с 2-2,5-месячного возраста) и позже (после 4-месячного возраста), что зависит от индивидуальных особенностей щенков и их породы.


Последние сообщения на форуме:


Породы собак



1 группа FCI
Бельгийская овчарка
Бергамская овчарка
Бобтейл
Бордер-колли
Бородатый колли
Босерон
Бриар
Вельш Корги Кардиган
Вельш Корги Пемброк
Голландская овчарка
Колли
Комондор
Немецкая овчарка
Пули
Фландрский бувье
Швейцарская белая овчарка
Шелти
Южнорусская овчарка

2 группа FCI
Английский бульдог
Боксер
Доберман
Кавказская овчарка
Ньюфаундленд
Ротвейлер
Сенбернар
Тоса-ину
Цвергпинчер
Шар-пей
Шнауцер

3 группа FCI
Бедлингтон терьер
Бордер-терьер
Бультерьер
Вельштерьер
Русский той терьер
Скотч терьер
Фокстерьер
Эрдельтерьер

4 группа FCI
Такса

5 группа FCI
Вольпино-итальяно
Мексиканская голая собака
Немецкий шпиц
Норвежский бухунд
Самоед
Сибирская Хаски
Финская оленегонная лайка
Финско-шведская оленегонная собака
Чау-чау

6 группа FCI
Американский фоксхаунд
Английский фоксхаунд
Англо-французская гончая
Артезиано-нормандский бассет
Бигль
Бладхаунд
Далматин
Родезийский риджбек

7 группа FCI
Английский сеттер
Бракко Итальяно
Веймаранер
Венгерская легавая
Ирландский сеттер
Курцхаар
Пойнтер
Шотландский сеттер

8 группа FCI
Английский кокер-спаниель
Английский спрингер-спаниель
Гладкошерстный ретривер
Золотистый ретривер
Кламбер-спаниель
Курчавошерстный ретривер
Лабрадор ретривер
Новошотландский ретривер
Суссекский спаниель
Уэльский спрингер-спаниель
Чесапик Бей Ретривер

9 группа FCI
Бельгийский гриффон
Бишон Фризе
Китайская хохлатая собачка
Лхаский апсо
Мальтийская болонка
Мопс
Пекинес
Пудель
Той терьер
Чихуахуа
Ши-тцу
Японский хин

10 группа FCI
Английская борзая
Афганская борзая
Ирландский волкодав
Левретка
Русская псовая борзая
Салюки
Уипет

Вне групп FCI
Австралийский динго
Венгерский кувас